Белорусские деньги сегодня потеряли сразу четыре нуля. Теперь в Белоруссии вместо тысяч и миллионов — десятки и сотни. В новейшей истории страны это уже четвертая по счету деноминация. Есть и нововведение — впервые в постсоветской истории в Белоруссии войдут в обращение монеты.
На двери банка табличка "закрыто", здесь же объявление, что в течение дня ни одно отделение не откроется. А ...
Белорусские деньги сегодня потеряли сразу четыре нуля. Теперь в Белоруссии вместо тысяч и миллионов — десятки и сотни. В новейшей истории страны это уже четвертая по счету деноминация. Есть и нововведение — впервые в постсоветской истории в Белоруссии войдут в обращение монеты.
На двери банка табличка "закрыто", здесь же объявление, что в течение дня ни одно отделение не откроется. А вот банкоматы, похоже, стали выходить из анабиоза. Видно, что он работает. Всю сегодняшнюю ночь, по всей стране они были отключены в связи с деноминацией.
Изредка к банкоматам подходят клиенты в надежде получить новые наличные. В машине слышится привычный треск, и похоже, что деноминированные купюры пока не загрузили.
И хотя новые деньги пока не появились в кошельках — считать по-новому белорусы учатся уже три месяца. С апреля ценники в магазинах двойные. К примеру, 46 тысяч превращаются в 4 рубля 60 копеек, а 100 тысяч в 10 рублей. Труднее всего такая конвертация дается пожилым людям.
"Сто тысяч это сколько будет? Это 1 копейка. Не? Нет. Тогда 10 копеек: так подождите". Впрочем, белорусам не привыкать считать по-новому. За годы независимости — это уже четвертая денежная реформа. "Я переживу и это. Я в 48-м помню, когда цены сбрасывали, и в 60-м. А эти вот последние реформы я уже и не помню", — говорит местный житель.
Впрочем, и эта деноминация должна была пройти еще семь лет назад. Дата выпуска банкнот — 2009 год. Тогда все свеженапечатанные деньги пришлось отправить в хранилище — грянул мировой финансовый кризис, который, по мнению руководства страны, мог за считанные месяцы обесценить и эту валюту из-за долгого ожидания и ряда казусов.
Например, подпись на всех банкнотах принадлежит бывшему председателю Нацбанка. Пока ждали реформу денежную прошла реформа белорусского языка, и на купюре в 50 рублей появилась ошибка. Теперь это числительное нужно писать не через букву Е, а через Я. Но, на эти мелочи жители страны внимания не обращают. Главное — побыстрее избавиться от надоевших нолей. Быть не очень состоятельным миллионером было не очень-то комфортно. А к деньгам привыкнем и будет удобно.
Изначально, в 2009 году планировали отбросить три ноля, но почти двухсотпроцентная инфляция с тех пор вынудила отказаться сразу от четырех. Поэтому купюры в 200 и 500 рублей остались не удел — слишком большой номинал. В переводе на российскую валюту самая крупная банкнота — 16 с половиной тысяч. Вводить в оборот их пока не будут.
"Мы понимаем, что население проявит и к ним интерес, но пока не вводим. И, наверное, кому-то будет интересно получить эти банкноты в качестве коллекционного экземпляра", — говорит начальник Главного управления налично-денежного обращения Нацбанка Белоруссии Сергей Гайко.
Но, пожалуй, самое революционное изменение — это монеты. Собственных металлических денег белорусы не держали в руках с момента развала Советского Союза. Впрочем, пока все новые деньги это диковинка. В первый день купюры загружают только в пустые банкоматы. Говорить о том, что Белоруссия полностью избавилась от лишних нолей, можно будет лишь через несколько месяцев.