Правительство Арсения Яценюка определилось с проектом стратегии управления государственными активами. Кабмин намерен повышать эффективность работы госкомпаний за счет масштабной корпоратизации унитарных предприятий. Управление госактивами предполагается передать отдельному новому органу, а безнадежные активы подлежат ликвидации. Эксперты скептически оценивают предложенную стратегию, опасаясь, что ...
Правительство Арсения Яценюка определилось с проектом стратегии управления государственными активами. Кабмин намерен повышать эффективность работы госкомпаний за счет масштабной корпоратизации унитарных предприятий. Управление госактивами предполагается передать отдельному новому органу, а безнадежные активы подлежат ликвидации. Эксперты скептически оценивают предложенную стратегию, опасаясь, что ее успешной реализации будет препятствовать влияние на госсектор крупного бизнеса.
Министерство экономики и развития торговли (МЭРТ) разработало проект правительственного распоряжения, которым предлагается новая стратегия повышения эффективности деятельности госсектора (презентацию читайте в конце текста). Ее ключевыми направлениями являются масштабная приватизация госактивов и кардинальные изменения подходов к управлению госкомпаниями.
В первую очередь, МЭРТ предлагает ужесточить требования к прозрачности работы госпредприятий. Отмечается, что действующая система финансовой отчетности является несовершенной, отсутствует полная консолидация отчетов, а уровень раскрытия информации - низкий.
В результате, финотчетность унитарных госпредприятий "воспринимается в качестве ненадежного источника информации", поскольку не подлежит обязательному независимому аудиту. При этом, качество аудита государственных акционерных компаний также остается низким, считают чиновники.
Изменить ситуацию предлагается за счет максимальной публичности госсектора, обязав госпредприятия публиковать на своих официальных сайтах:
- годовые и квартальные финотчеты за последние три года;
- годовые отчеты набсоветов;
- отчеты аудиторов;
- решения общих сборов;
- резюме топ-менеджмента компании.
Также МЭРТ намерен обязать госкомпании раскрывать "список посредников, с которыми у предприятий заключены договора на сумму более 1 млн грн в год".
Обо всех операциях покупки-продажи менеджмент должен будет уведомлять центральные органы власти за пять рабочих дней до их осуществления. За несоблюдение этих требований госпредприятия предлагается облагать штрафами.
Инициативы по усилению требований к работе госсектора в МЭРТе объясняют высоким уровнем его убыточности. В частности, по данным ведомства, государству принадлежит 3350 предприятий, из которых работают лишь 1833. Общая балансовая стоимость их активов, по состоянию на сентябрь 2014 года, составляла 870 млрд грн (за исключением банков).
Крупнейшими активами государство располагает в сферах энергетики, транспорта, машиностроения, агропромышленном комплексе. Львиная доля госкомпаний (740 предприятий) по итогам 9 месяцев прошлого года продемонстрировали убытки в общем объеме 80 млрд грн. Из них 63 млрд грн - убытки НАК "Нафтогаз Украины".
Основные причины негативных финрезультатов в МЭРТ видят в неэффективном управлении. Поэтому ведомство предлагает за три года провести масштабную корпоратизацию унитарных госпредприятий. До этого момента предлагается законодательно закрепить возможность формировать набсоветы госкомпаний, членами которых станут независимые директора и эксперты рынка.
Также министерство намерено разработать методику проведения фискальных рисков компании и закрепить создание бюджетных набсоветов, которые будут следить за эффективным использованием госсредств.
В ведомстве отмечают, что одним из главных залогов успешной работы госсектора является ограничение влияния профильных министерств на работу госкомпаний. Для этого предлагается создать специальный орган, который возьмет на себя функцию управления предприятиями, а правительство будет выполнять лишь регуляторную функцию.
Помимо передачи функций управления госактивами отдельному ведомству, рассматривается вариант передачи аналогичных полномочий специальной холдинговой компании.
Еще одним аспектом реструктуризации госкомпаний является "очищение активов". Стратегия МЭРТ предполагает ликвидацию убыточных активов, "на оздоровление которых не повлияют антикризисные меры", а остальные предприятия - классифицировать по уровню доходности и видам деятельности. Многие из них будут подлежать приватизации.
Согласно перечню Кабмина, в 2015 году правительство предлагает выставить на продажу 345 предприятий. Планируется, что их акционирование будет завершено до июня 2017 года.
Чиновники уверены, что за оставшиеся пять месяцев текущего года, государству удастся выполнить заложенный в бюджет план по приватизации в размере 17 млрд грн, сообщил РБК-Украина источник в Кабмине. Только стоимость активов "Одесского припортового завода", начало приватизации которого глава ФГИ Игорь Билоус анонсировал в начале июня, оценивается в сотни миллионов долларов.
По данным пресс-службы ФГИ, план за первое полугодие выполнен менее, чем на 1% - доходы от приватизации составили 115 млн грн. Но, согласно стратегии МЭРТ, к сентябрю ведомство планирует завершить подготовку к приватизации первых госкомпаний.
Эксперты крайне скептически оценивают инициативы Минэкономики, называя их устаревшими и неэффективными.
"Все эти планы анонсировались еще 10 лет назад, однако так и не были доведены до конца. И сейчас не будут реализованы, - уверен экс-глава ФГИ Александр Бондарь. - Это невозможно в условиях, когда госсектор контролируется олигархами и все, начиная от назначений руководства, заканчивая финансовой деятельностью, подчинено их интересам".
Эксперт также сомневается в открытости и прозрачности анонсированных МЭРТ конкурсов по отбору руководителей госкомпаний.
Вместе с тем, правительство приняло постановление, изменяющие подходы к проведению конкурсного отбора топ-менеджмента госпредприятий. Согласно новому документу, руководители крупных предприятий (активы стоимостью более 2 млрд грн или доходом более 1,5 млрд грн) будут выбираться специальным номинационным комитетом, в состав которого войдут пять профильных министров и пять независимых экспертов.
В Кабмине сообщили, что номинационный комитет уже отобрал руководителей "Укргаздобычи" и "Укргазбанка". В ближайшее время по новой процедуре будут отобраны менеджеры еще 10 госкомпаний: "Укрспецэкспорт", "Центрэнерго", "Укринтерэнерго", "Укрэнерго", "Укргидроэнерго", "Укрпочта", ГПЗКУ, аэропорты "Борисполь" и "Львов", а также "Укрспирт".
В последнем конкурсный отбор не увенчался успехом: две кандидатуры на пост главы спиртовой монополии в результате отказались от дальнейшего участия в конкурсе.
Негативно эксперты оценивают и планы по созданию нового госоргана по управлению госактивами.
"Подобный орган уже создавали. Когда я был главой ФГИ, был создан правительственный комитет, которому передали полномочия Фонда по управлению. В итоге - этот комитет упразднили, а мы исправляли ошибки его деятельности", - отметил Бондарь.
Действующий глава ФГИ Игорь Билоус так и не смог ответить на вопрос РБК-Украина, касающийся разделения полномочий ФГИ по управлению госсектором.
Эксперты также сомневаются и в эффективности корпоратизации унитарных госкомпаний. "Уже есть пример акционерного общества "Нафтогаз", которое является убыточным и обременяет экономику страны. То же ожидает остальные компании", - уверен Александр Бондарь.
Впрочем, к оздоровлению работы госсектора можно подойти более радикально, считает исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
"Предложенная стратегия напоминает планы государства начала 90-х годов, - заявил он РБК-Украина. - Вместо этого, правительству стоило бы дать возможность частному бизнесу заняться предпродажной подготовкой госактивов, предложив им в последствии комиссию с продажи. Тогда бизнес будет заинтересован в эффективности работы и дальнейшей покупке госкомпаний. Не думаю, что у топ-менеджеров бизнес-компаний есть интерес заседать в наблюдательных советах госпредприятий на общественных началах".
Эксперт также уверен, что крупные стратегические госактивы также стоит максимально подвергнуть приватизации.
"Необходимо раздробить крупные активы и все что можно передать в частные руки. Например, касательно НАК "Нафтогаз Украины", в госсобственности можно было бы оставить транспортировку газа, а в сектор добычи привлечь частный бизнес", - резюмировал Олег Устенко.