Участники экспедиции по уборке Арктики добрались до конечной точки назначения — острова Грэм-Белл.
Члены команды уже успели оборудовать лагерь. Впереди четыре месяца на острове, где раньше располагалась советская авиабаза. Только за первый сезон рабочие планируют вывезти 8 тысяч тонн мусора.
Экспедиционное судно «Сомов» после капитального ремонта сразу отправилось в свой первый и ранний рейс. ...
Участники экспедиции по уборке Арктики добрались до конечной точки назначения — острова Грэм-Белл.
Члены команды уже успели оборудовать лагерь. Впереди четыре месяца на острове, где раньше располагалась советская авиабаза. Только за первый сезон рабочие планируют вывезти 8 тысяч тонн мусора.
Экспедиционное судно «Сомов» после капитального ремонта сразу отправилось в свой первый и ранний рейс. На борту находятся не меньше пяти тысяч тонн тяжелой вездеходной техники, а также рабочие. Им предстоит четырехмесячная уборка в Арктике. А пока — долгий переход. До самой северной территории России от Архангельска в лучшем случае четыре дня. Сначала по Белому, затем по Баренцеву морям через льды.
Несмотря на то что «Сомов» — судно ледового класса и может проходить во льдах толщиной до 70 см, в Северном Ледовитом океане без ледокола не обойтись. Впереди идет «Таймыр», он специально пришел из Мурманска, и теперь за ним придется идти до самой Земли Франца-Иосифа.
Но даже вслед за ледоколом, экспедиционному судну все сложнее идти. С каждым часом лед становится толще. Торосов — больше. Случилось то, чего опасались — «Сомов» застрял.
Из ледового плена ледокол спасал «Сомова» трижды. Радовались лишь участники экспедиции — для них это был единственный шанс увидеть Таймыр так близко.
Четыре дня в пути и, наконец, Земля Франца-Иосифа. «Сомов» встал на ледовый причал, но к острову Греэм-Беллу подойти так и не удалось.
«Мелководное дно и подход к берегу невозможен, поэтому мы практически встали на расстоянии два километра, возить каждый груз на берег невозможно, поэтому приходится организовывать временные площадки размещения груза, но это особенность этого года, потому что ранее за все отчеты не было такого», — вспоминает заместитель директора предприятия «Севморгео» Олег Корнеев.
В первую очередь на ледовый причал доставляют большегрузную технику. Под каждую машину делают настил или просто увозят в специальных санях. Вездеходы, пресс для бочек, которых на острове сотни тысяч, бульдозеры — все, что необходимо для уборки Греэм-Белла.
Ледовая дорога до берега — не легче. Несколько метров до земли не доехал бульдозер. Треснул лед. Водитель выскочить успел, а вот машину сразу достать не смогли.
Доставлять балки — это домики для рабочих — надежнее оказалось вертолетом. Одновременно с разгрузкой судна рабочие возводят жильё. Сначала, конечно, столовую.
«Мы покажем вам наш склад. Он еще пустой, но будет полный. Тут пока только яблочки у нас», — показывает будущий склад один из рабочих.
В трех километрах от временного поселка находится заброшенная военная часть. Именно на острове Греэм-Белл до 90-х размещались войска противоракетной обороны Советского Союза. Сегодня от былой мощи осталась настоящая свалка. По предварительным подсчетам ученых, только разбросанных бочек 300 тысяч. Большинство с топливом.
Мария Гаврило, кандидат биологических наук: «Они не разлагаются в природе, а накапливаются по пищевой цепочке, передаются вредные вещества, а также нефтепродукты. Они способны загрязнить, если это пятно распространяется в море, оперение птиц».
Предотвратить экологическую катастрофу — сегодня главная задача специалистов. Остров Греэм-Белл — самый грязный из всех островов Земли Франца-Иосифа. И чтобы его прибрать, потребуется не один год. За этот сезон рабочие планируют вывезти 8 тысяч тонн мусора.