Украина не признает российской цены на газ и грозит Европе проблемами с поставками. Сегодня президент Путин обсудит экстраординарную ситуацию с правительством
Цена на газ в $500 за 1000 куб. м не может быть принята Украиной, если решение не будет найдено, то под угрозой окажутся не только поставки газа в страну, но и его транзит в Европу, заявил вчера в Брюсселе министр энергетики Украины Юрий Пр ...
Украина не признает российской цены на газ и грозит Европе проблемами с поставками. Сегодня президент Путин обсудит экстраординарную ситуацию с правительством
Цена на газ в $500 за 1000 куб. м не может быть принята Украиной, если решение не будет найдено, то под угрозой окажутся не только поставки газа в страну, но и его транзит в Европу, заявил вчера в Брюсселе министр энергетики Украины Юрий Продан после встречи с еврокомиссаром по энергетике Гюнтером Эттингером (его цитировал «Интерфакс»). «Возможности Украины поддерживать транзит небезграничны», — сказал министр.
В энергетическом диалоге с Украиной складывается экстраординарная ситуация, в среду президент России Владимир Путин обсудит ее с правительством, заявил в ответ на высказывание украинского министра пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Представитель «Газпрома» не комментирует ситуацию.
В начале апреля Украина лишилась двух скидок на газ и цена для нее выросла на 80% — с $268,5 до $485,5 за 1000 куб. м. Теперь это одна из самых высоких газовых цен в Европе.
Украина считает, что российский Черноморский флот по-прежнему находится на ее территории, поэтому скидка за его пребывание в Крыму должна сохраниться, настаивает Продан. С этой скидкой цена составляет $385,5, что чуть выше, чем средняя цена газа «Газпрома» для Европы.
Украина не платила за газ и при цене в $268,5, ее почти двукратный рост обострит ситуацию, говорит замдиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. В понедельник Украина должна была оплатить мартовские поставки, но этого не произошло, общий долг превысил $2,2 млрд, сообщил вчера «Газпром».
Для обеспечения транзита газа в Европу зимой 2014-2015 гг. Украина летом должна накопить в своих подземных хранилищах (ПХГ) 18-20 млрд куб. м газа. Сейчас в хранилищах 7,2 млрд куб. м, это очень низкий уровень запасов, проблему нужно решать срочно, говорил в начале апреля гендиректор украинского «Нафтогаза» Андрей Коболев. На прошлой неделе он встречался в Москве с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером. Была выражена серьезная обеспокоенность существенным сокращением запасов газа в ПХГ Украины, сообщал «Газпром» по итогам встречи.
Решение найти не удалось.
Вчера Продан рассказал, что «Нафтогаз» сделал «Газпрому» конструктивные предложения по закупкам, цене и оплате, но «Газпром» от них отказался. Что именно это были за предложения, Продан не рассказал. Прежде министр говорил, что Украина хочет сохранить хотя бы скидку за флот и просит Россию предоставить ей новый кредит на $2 млрд, которым она оплатит долги, обязуясь строго выполнять условия кредита.
Миллер в начале марта сам говорил премьер-министру Дмитрию Медведеву, что самое простое решение проблемы украинского газового долга — это выдать Украине новый кредит на $2-3 млрд.
Но сейчас трудно себе представить, чтобы Россия выдала кредит стране, правительство которой не признает, констатирует Гривач.
До сих пор проблема закачки газа в украинские ПХГ решалась в основном за счет российских кредитов либо за счет льгот.
В июне прошлого года «Газпром» выдал «Нафтогазу» аванс за транзит до конца 2014 г. в размере $1 млрд.
Тогда Миллер пообещал, что новых авансов до конца 2014 г. не будет, а за свой счет газ в ПХГ Украины «Газпром» не станет закачивать никогда и ни при каких условиях, так как имеющийся опыт сугубо негативный. «Нафтогаз» оплатил авансом газ за июль, а с августа начал копить долги, отказывать закачивать сырье в ПХГ. Чтобы решить эту проблему, «Газпром» согласился продать 5 млрд куб. м газа группе Ostchem Дмитрия Фирташа по $268,5 за 1000 куб. м, хотя цена для «Нафтогаза» была $400. Кредит на это Фирташу выдал Газпромбанк. Но сейчас Фирташ под следствием и вне игры, указывает директор Киевского института энергостратегий Дмитрий Марунич.
По сравнению с последней газовой войной января 2009 г. нынешняя ситуация менее критична, считает Гривач. «Газпром» снижает транзит, на этот год заявлено 70 млрд куб. м вместо 86 млрд в 2013 г., из-за этого и в ПХГ потребуется закачать меньше газа, может сократиться и внутреннее потребление. Кроме того, на полную мощность заработали обе нитки «Северного потока», что также снимает часть транзитных рисков, говорил в интервью «Ведомостям» председатель правления немецкой газовой компании Wintershall Райнер Зеле.
Находясь в переговорном тупике, Украина и «Газпром», пугая Европу остановкой транзита, пытаются вовлечь ее в диалог, чтобы она помогла Украине деньгами, считает Гривач: поставки и транзит — это обязательства «Газпрома» и «Нафтогаза», но получатель — Европа и она должна понимать риски.
В начале марта Эттингер обещал, что пакет мер помощи Украине будет включать и деньги на оплату газовых долгов, но этого не произошло. Представитель Еврокомиссии вчера не комментировал вопрос финансовой помощи Украине, но заявил, что Еврокомиссия ожидает от России выполнения обязательств по поставкам газа и что Украина будет уважать свои обязательства, как страна, ответственная за транзит.
Украина могла бы закачивать газ в ПХГ за счет реверсных поставок из Европы, говорит Марунич. В прошлом году страна получила около 2 млрд куб. м из Польши и Венгрии в среднем по $380 за 1000 куб. м и начала переговоры о реверсе из Словакии, откуда рассчитывает получать до 10 млрд куб. м. После снижения цены российского газа до $268,5 существующий реверс и переговоры со Словакией прекратились, но теперь активизировались вновь. Чтобы Словакия могла начать поставки газа на Украину, ей нужно разрешение «Газпрома», сообщило вчера Reuters. По Словакии проходят четыре нитки транзитных газопроводов общей мощностью 60 млрд куб. м. Для реверса нужно освободить хотя бы одну из них, отмечает Reuters. Но 85% мощностей зарезервированы и оплачиваются «Газпромом», хотя он использует их только наполовину, объясняет Михаил Корчемкин, директор East European Gas Analysis. Можно построить новую трубу от словацкой станции Вельке-Капушаны до украинской границы —это всего 250-300 м — и начать реверс по ней, говорит он. Но словаки требуют гарантий поставок, а Украина отказывается, кроме того, если новую трубу врезать в существующую ГТС Украины, это может разбалансировать ее работу и поставить под угрозу транзит, считает Марунич. Новую трубу можно было бы достроить до ближайшего ПХГ на Украине, но это еще 250-300 км, минимум $300 млн и время. Представитель компании Eustream (оператор словацкой ГТС) сказал «Ведомостям», что ей не нужно никаких разрешений от «Газпрома» для организации реверса на Украину.