Группа российских режиссеров попросила российские власти внести изменения в действующий полгода закон о запрете мата в кино и других художественных произведениях. Мат в некоторых обстоятельствах является важным элементом языка, указывают кинематографисты, подписавшие открытое письмо на имя российского премьер-министра Дмитрия Медведева.
С просьбой внести изменения в закон обратились режиссеры Федор Бондарчук, Никита Михалков, Сергей Мирошниченко, Олег Табаков, Владимир Хотиненко и Карен Шахназаров.
"Существующий запрет является излишним и существенно обедняет возможности художественной реализации авторского замысла и восприятия художественных произведений совершеннолетними гражданами РФ", - цитирует ТАСС письмо.
Режиссеры считают возможным выдавать прокатные удостоверения с возрастным ограничением "18+" фильмам, чей художественный замысел предполагает использование нецензурной лексики.
По мнению режиссеров, порой существуют обстоятельства, при которых мат является важной частью художественного языка и составным элементом замысла художника.
Режиссеры оговариваются, что выступают против оголтелой матерщины в публичном пространстве, но считают, что огульными запретами проблему не решить.
"Не стоит решать проблему запретом, все-таки нужно чуть потоньше относиться, потому что наш язык – сложный и богатый и не надо его обеднять. Как только вышел закон, я на каждом углу говорил, что это не совсем правильно, нужно думать о системе каких-то исключений, потому что есть сцены, в которых это необходимо. Иначе будет просто ложь и художественная ложь, и бытовая – какая угодно. Просто ложь", - прокомментировал Русской службе Би-би-си обращение режиссеров Владимир Хотиненко.
"Уже не так важно, почему я подписал письмо. Скажу только, что пересмотреть этот закон имеет смысл. Я считаю мат художественной необходимостью, как, например, в "Левиафане" Звягинцева. С другой стороны, мы можем назвать массу примеров, когда необходимости в мате нет", - высказал мнение в интервью изданию "Сноб" актер и художественный руководитель МХТ имени Чехова Олег Табаков.
Автор изначального запретного законопроекта, российский режиссер Станислав Говорухин перспективы письма оценил туманно. "Правительство может спустить в Думу проект закона о внесении изменений в закон о мате. Я думаю, его примут резко отрицательно. Посмотрим", - сказал Говорухин в разговоре с Русской службой Би-би-си.
Цензура в кино?
Законопроект вступил в силу шесть месяцев назад в июле 2014 года. Прокатная судьба фильмов с ненормативной лексикой тут же оказалась под вопросом.
И режиссер номинированного на "Оскар" "Левиафана" Андрей Звягинцев, и автор "Да и Да" Валерия Гай Германика (ее картина получила приз Московского международного кинофестиваля за лучшую режиссерскую работу) встали перед выбором: или внести изменения в картины и вырезать сцены с матом, или отказаться от намерения показывать фильм на больших экранах.
Звягинцев и Гай Германика сначала выступали резко против цензурирования своих фильмов.
"Мы взвешивали каждое слово, там вся лексика уместна, эта живая речь, она тут помогает. Оскопленный язык, запреты - плохо для искусства. Тут нужно избирательно подходить", - говорил Звягинцев еще в Каннах.
В июле стало известно, что "Левиафан", премированный сразу на нескольких зарубежных фестивалях, все же получил прокатное удостоверение и будет показан в России без мата.
Во вторник Германика, хотевшая было выпустить фильм только в интернете, согласилась переозвучить нецензурную лексику, чтобы картина могла получить прокатное удостоверение и была бы доступна большему числу людей.
Еще до начала действия нового законопроекта некоторые именитые режиссеры высказывали недовольство новыми правилами.
Еще один штрих
Никита Михалков говорил, что сам он выступает лично против неоправданного мата в кино и на телевидении, но считает необходимым рассматривать каждый случай индивидуально.
"Закон для людей, а не люди для закона. В закон нужно, видимо, вносить какую-то коррекцию, чтобы рассматривать вопрос в каждом конкретном случае. В том случае, если это картины о войне, представить их без нецензурной лексики сложно. Мат - это тонкая материя, это одно из самых великих изобретений русского народа. Мат как средство выражения крайнего состояния человека - когда это война, смерть, боль - оправдан", - говорил режиссер и президент Союза кинематографистов России Михалков на закрытии Московского кинофестиваля в июне.
Частью нематериального культурного наследия называют мат режиссеры и говорят, что в некоторых случаях использование нецензурной лексики художественно оправданно.
"Иногда – это как краска в живописи. Это все равно, что запретить вот этот оттенок красного, вот этот оттенок голубого. Малявину возили со всего света красный цвет, потому что он не мог насытиться, ему не хватало. Это краска в языке. Но как и все – если употреблять по месту. Краска, специя – это вопрос терминологии. Эта острая форма нуждается в точном, деликатном применении. Вот и все. И это письмо – это попытка не просто взять и запретить, потому что взять и запретить это неправильно", - говорит об уместности бранных слов в языке Хотиненко.
Согласно закону "О государственной поддержке кинематографии РФ", фильму не выдается прокатное удостоверение, если в нем присутствует нецензурная брань.
Показ в кинотеатрах не получившего прокатного удостоверения фильма, в котором содержится мат, согласно закону, наказывается административным штрафом.
Исключение сделано только для фестивальных показов.