Российские КамАЗ и «Соллерс» готовы рассмотреть возможность масштабной загрузки мощностей по крупноузловой сборке автомобилей во Вьетнаме. Но компаниям мешают высокие пошлины на машинокомплекты, по ряду категорий автомобилей доходящие до 70%. Авторынок страны в 2014 году вырос на 43%, но российским концернам производство во Вьетнаме интересно как стартовая площадка для экспорта в другие страны рег ...
Российские КамАЗ и «Соллерс» готовы рассмотреть возможность масштабной загрузки мощностей по крупноузловой сборке автомобилей во Вьетнаме. Но компаниям мешают высокие пошлины на машинокомплекты, по ряду категорий автомобилей доходящие до 70%. Авторынок страны в 2014 году вырос на 43%, но российским концернам производство во Вьетнаме интересно как стартовая площадка для экспорта в другие страны региона.
Вчера по итогам переговоров с главой правительства Вьетнама Нгуен Тан Зунгом премьер-министр Дмитрий Медведев объявил, что страны договорились о 17 инвестпроектах, в том числе по промышленной сборке российских автомобилей во Вьетнаме. Как стало известно «Ъ», такую возможность хотели бы использовать как минимум «Соллерс» и КамАЗ.
У КамАЗа с 2006 года есть завод во Вьетнаме (мощность — около 1 тыс. машин) по сборке крупноузловых комплектов. Но, по данным компании, в 2014 году в стране продано 150 грузовиков, большая часть импортирована в виде готовой продукции. При таких объемах собирать машины во Вьетнаме невыгодно, отмечают в автоконцерне, добавляя, что местные пошлины на готовую продукцию и на машинокомплекты примерно одинаковы. Источник «Ъ» в компании отмечает, что необходимым условием для увеличения объемов производства является снижение пошлин на SKD-комплекты. В группе ГАЗ подтвердили, что пошлины составляют 30?70% в зависимости от категории транспорта, и это основной барьер для экспорта во Вьетнам.
У «Соллерса» пока нет ни одного производства за рубежом, но сейчас концерн действительно заинтересован в организации сборочного производства во Вьетнаме. В «Соллерсе» рассказали, что на прошлой неделе подписали меморандум о намерениях с потенциальным партнером (название компании не раскрывается), на мощностях которого может идти сборка. Впрочем, в «Соллерсе» считают, что это возможно «лишь в случае межправительственных договоренностей о преференциях сборочным производствам». О том, какие модели может локализовать «Соллерс», не говорится.
Лидер российского рынка АвтоВАЗ интереса к Вьетнаму не проявил: там сообщили, что сфокусированы на российском рынке, а ключевыми экспортными рынками назвали Казахстан, Египет, Азербайджан, Украину и Германию. Но, как поясняет собеседник «Ъ», знакомый с ситуацией, собирать легковые машины во Вьетнаме невыгодно: на них большой налог, рынок узок, а конкуренция сильная. По данным Вьетнамской ассоциации автопроизводителей (VAMA), в 2014 году в стране продано 157,8 тыс. машин, лидер рынка — Toyota с долей почти 26% (40,9 тыс. машин). Но рынок растет: в 2013 году было продано около 96 тыс. автомобилей. Спрос на грузовики не настолько большой: основные перевозки между севером и югом Вьетнама идут морем. Но, пояснил «Ъ» собеседник в «Соллерсе», автоконцерны рассчитывают на зону свободной торговли между странами АСЕАН, чтобы беспошлинно экспортировать машины — например, в Камбоджу или Лаос.
Сергей Литвиненко из PwC отмечает, что на фоне падения продаж на внутреннем рынке РФ автопроизводители активно ищут площадки для экспорта. В феврале продажи легковых автомобилей и LCV в России упали на 37,9%, до 128,3 тыс. машин. По данным агентства «Автостат», продажи LCV в феврале упали на 43%, до 6,2 тыс. автомобилей, а продажи грузовиков — на 42%, до 4,5 тыс. машин. КамАЗ в начале года заявил о планах компенсировать падение экспортом, доведя его до 7 тыс. грузовиков в год (в 2014 году — около 6 тыс. машин). Но Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» не ожидает прорыва на азиатские рынки и полагает, что если сборка во Вьетнаме и будет налажена, то объемы продаж будут весьма ограниченными. Не стоит забывать о присутствии китайских автоконцернов, которые составляют сильную конкуренцию, напоминает он.