В Москве вчера прошли переговоры глав МИД РФ и Украины Сергея Лаврова и Леонида Кожары. По их итогам украинский министр заявил: Украина надеется до конца 2013 года создать зону свободной торговли с Европейским и Таможенным союзами (ТС), став «единственным государством в мире, у которого есть такие зоны и на востоке, и на западе». От полноценного членства в ТС Киев, несмотря на уговоры Москвы, открещивается, высказывая при этом готовность присоединиться к некоторым правилам организации в качестве наблюдателя с совещательным голосом. Однако против этого выступает уже Москва.
У визита министра иностранных дел Украины Леонида Кожары в Москву было две ключевые цели — обсудить первые итоги председательства Украины в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и возможную дату неоднократно переносившегося государственного визита в РФ украинского президента Виктора Януковича.
По первому пункту Леонид Кожара и его российский коллега Сергей Лавров вчера демонстрировали полное взаимопонимание. Киев надеется реформировать систему мониторинга выборов в рамках ОБСЕ, утвердив единые для всех правила. Москва это горячо приветствует: в России убеждены, что к ней и к другим постсоветским странам международные наблюдатели из Бюро по демократическим институтам и правам человека при ОБСЕ (БДИПЧ) относятся крайне необъективно, а на недочеты в западных странах закрывают глаза.
Напомним, по итогам мониторинга БДИПЧ дало весьма негативные оценки как последним парламентским выборам («Выборы характеризовались слиянием органов власти и правящей партии»), так и президентским выборам в РФ («Условия проведения избирательной кампании оказались смещенными в пользу одного кандидата»). У нынешних властей в Киеве свои счеты с БДИПЧ, поставившим недавним парламентским выборам на Украине «неуд».
Кроме того, президент Виктор Янукович наверняка хорошо помнит, как в 2004 году, после второго тура, в котором, по официальным данным, он одержал победу над Виктором Ющенко, наблюдатели от ОБСЕ заявили, что выборы фальсифицированы, а наблюдатели от СНГ — наоборот, что все в порядке. Именно жесткая позиция ОБСЕ тогда во многом сделала возможной «оранжевую революцию».
Председательство Украины в ОБСЕ, судя по всему, уже помогло подтолкнуть процессы внутри этой структуры в нужном для России направлении: вчера Сергей Лавров объявил, что «в ОБСЕ начат проект сравнительного анализа избирательного законодательства стран-участниц организации, который поможет устранить проблемы, возникающие по линии БДИПЧ». Россия на необходимости такого анализа настаивала не один год.
С двусторонней повесткой дела обстоят хуже. Стороны никак не могут определиться с датой саммита глав государств, так как неясно, чем заполнять его повестку. Вчера Сергей Лавров рассказал, что Москва и Киев вплотную приблизились к урегулированию территориальных вопросов в Азово-Керченском проливе и условились укреплять договорно-правовую базу по Черноморскому флоту.
Однако для полноценного саммита этого мало. Виктору Януковичу важно, чтобы в ходе его встречи с Владимиром Путиным было объявлено о снижении цены на закупаемый Украиной у России газ. Президент Путин уже дал понять, что готов пойти навстречу своему украинскому коллеге в этом вопросе, но только если Украина вступит в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана.
Долгое время Киев открещивался от каких-либо форм взаимодействия с ТС. Но недавно там заняли менее категоричную позицию, выразив заинтересованность в присоединении к некоторым правилам организации и участии в ней в качестве наблюдателя с совещательным голосом. На минувшей неделе премьер Украины Николай Азаров заявил, что это позволит Киеву «на любом этапе корректировать принимаемые ТС решения».
А вчера глава украинского МИДа Леонид Кожара объявил, что Киев надеется до конца 2013 года создать зоны свободной торговли как со странами ТС, так и с ЕС. «Украина может стать единственным государством в мире, у которого есть зоны свободной торговли и на востоке — с Таможенным союзом, и на западе — с Европейским союзом»,— сказал он, оговорившись, что для Киева оба интеграционных процесса имеют одинаковое значение.
В Москве оптимизм Киева не разделяют: источник «Ъ» в правительстве РФ охарактеризовал позицию Украины как «обреченную на неудачу попытку усидеть на двух стульях». А первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов вчера прямо заявил: Украина не может претендовать на «половинчатый» статус в ТС. Речь, по его словам, может идти только о полноценном членстве. Ранее премьер РФ Дмитрий Медведев подчеркнул, что если Украина войдет в ТС только в качестве наблюдателя, то «участвовать в голосовании она не сможет».
«А без права голоса Украина будет лишь следить за процессами в ТС и едином экономическом пространстве, но не будет влиять на процессы внутри этих объединений»,— пояснил «Ъ» член правления Евразийского банка развития (ЕАБР) Владимир Ясинский. В прошлом году ЕАБР презентовал доклад, в котором утверждается, что при полноценной интеграции в ТС и единое экономическое пространство Украина получит к 2030 году 6% дополнительного роста своей экономики.
Сближение же с Евросоюзом, по мнению авторов исследования, экономике Украины только навредит. Леонид Кожара вчера, однако, подчеркнул: делать выбор в пользу лишь одного из двух векторов развития Украина не намерена.