{% else-1 %}
В России пропал экономический рост и грядет рецессия

На этой неделе ожидается очередное совещание у Владимира Путина по улучшению экономического роста. Предложение увеличить государственные инвестиции встречает яростное сопротивление у уцелевших либералов в правительстве и экспертной среде
В России пропал экономический рост и грядет рецессия. Инвестиционный климат ухудшается. Что делать? Одно за другим идут совещания у президента. Трудятся рабочие группы, обещают доработать и внести необходимый проект к определенной дате.

Собственно, на повестке дня один вопрос — смягчать финансовую политику, вкладывать деньги в инфраструктуру или нет. Это предлагает глава Минэкономразвития Андрей Белоусов. Но есть и жесткий финансовый курс — не тратить. По Алексею Кудрину.

Каждый прав по-своему. Один говорит: построим дороги, мосты и тоннели. Второй возражает — разворуют — подстегнем инфляцию.

Главное — не сворачивать социальные проекты, урезонивает правительство. Принять какое-то компромиссное решение не получается. Экономика — не политика.

Совещания продолжаются, идет аппаратная борьба — кто кого. И вдруг Франсуа Олланд сбивает с толку: оказывается, кризис в еврозоне закончился.

А мы считали, что у нас-то все нормально, всему виной их европейские проблемы. Вот как прокомментировал ситуацию Business FM научный руководитель НИУ «Высшая школа экономики» Евгений Ясин: «Если бы могли создать более благоприятный климат, более благоприятную обстановку, то тогда можно было бы увеличить денежный спрос. Увеличение массы денег могло сыграть какую-то роль. А так, существует недостаток уверенности в безопасности бизнеса. Поэтому нет желания рисковать, желания вкладывать».

Новая проблема — предприниматели жалуются на коррупцию: силовики прессуют, отбирают бизнес. Монополии давят высокими тарифами. Продвинутые уезжают — совсем закрутили гайки. Задумали было бизнес-амнистию, так отложили. Белоусов возражает — рост замедляется, потому, что рубль укрепляется, процентные ставки растут. И еще это бюджетное правило — ограничение госрасходов.

Экономист Руслан Гринберг констатирует — экономическая ситуация непростая: «Страна вступает в полосу стагнации. Я бы даже употребил забытое слово стагфляция. Это стагнация плюс инфляция. Это то, что в середине 70-х годов поменяло философию экономической политики в мире. Вот у нас сейчас такая ситуация».

Либералы говорят, что экономический рост должен сопровождаться реформами власти, сильным местным самоуправлением и хотя бы независимыми судами. В ответ — про новые пятилетки и большие стройки. И чтобы без реформ и потрясений — минимум демократии.

Без комментариев...